Платный, объемный и фактический вес в авиаперевозках и перевозках морем.
Как определить груз тяжеловесный или нет? Давайте сначала разберемся в терминах.
1. Фактический вес (Actual Weight) — вес брутто груза (GW - Gross Weight), полученный путем взвешивания.
2. Объемный вес (Volume Weight) — вес, рассчитанный по формуле с учетом определенного коэффициента (обычно умножают объем груза на этот коэффициент).
В грузовых авиаперевозках коэффициент пересчета для расчета объемного веса груза обычно составляет 1:167 кг. То есть один кубический метр груза должен весить более 167 кг, иначе придется заплатить по объемному весу (1м3 * 167 коэффициент = 167 кг фактический вес). Ниже представим еще несколько возможных вариантов
Пример № 1.
Вводные данные: Вес брутто 95 кг, Объем 1,2 м3.
Расчет: Объем 1,2 м3 * Коэффициент 167 = Объемный вес 200,4 кг
Вывод: оплата будет взыматься по Объемному весу, так как он больше Фактического.
Пример № 2.
Вводные данные: Вес брутто 295 кг, Объем 1,2 м3.
Расчет: Объем 1,2 м3 * Коэффициент 167 = Объемный вес 200,4 кг
Вывод: оплата будет взыматься по Фактическому весу, так как он больше Объемного.
3. Платный вес (CW - Chargeable weight) - либо Фактический вес, либо Объемный. В зависимости от того, какой из них больше. Как показано на примере №1 и № 2, выше. Именно по платному весу нужно рассчитывать стоимость фрахта.
Тяжеловесным грузом при экспресс-авиаперевозках называется груз весом более 166,66667 кг при объёме 1 м3. Если груз меньше, то он считается объемным (Bubble).
На самом деле деление грузовых авиаперевозок тяжеловесных грузов немного сложнее и зависимости от плотности, например, 1:300, 1:400, 1:500, 1:800, 1:1000 и так далее. Авиакомпании любят тяжеловесные грузы и предоставляют более привлекательные тарифы на грузы с большей плотность. Соотношение другое, цена другая. Допустим, 25 долл/кг для 1:30, 24 долл/кг для 1:50. Таким образом, написание "1:300" означает, что 1 кубический метр равняется по весу 300 килограммам, 1:400 означает, что 1 кубический метр равняется 400 килограммам, и так далее.
Все делается для того, чтобы в полной мере использовать пространство и дедвейт (deadweight)* самолета. Тяжеловесные грузы и объемные грузы будут подбираться для конкретного рейса. Грамотное размещение груза на рейсе должно обеспечить максимально использования ограниченных пространственных ресурсов самолета, а также его безопасность. Правильное грузов может значительно увеличить прибыль авиаперевозчика. Большое количество тяжеловесных грузов на рейсе приведет к тому, что самолет взлетит с дедвейтом, но не будет заполнен по объему, а большое количество объемных грузов приведет к обратному - самолет не доберет до дедвейта и будет заполнен только по объему, но не по весу. Оба эти варианты — не принесут прибыль, на которую рассчитывает авиакомпания.
* Дедвейт — величина, равная сумме масс переменных грузов судна, измеряемая в тоннах, то есть сумма массы полезного груза, перевозимого судном, массы топлива, масла, технической и питьевой воды, массы пассажиров с багажом, экипажа и продовольствия.
Платный, объемный и фактический вес при морских перевозках
В случае с перевозками сборных грузов (LCL) морем расчет происходит намного проще. Принято считать, что если груз при объеме 1 м3 весит более 1 тонны, то он считается тяжеловесным. В морских LCL-перевозках тяжеловесные грузы встречаются редко. Кроме того, стоимость фрахта рассчитывается по объему, а не по весу, как при авиаперевозках, что делает расчет еще более простым.